Сицилия. Вулкан Этна. Восхождение

Сицилия – это не просто небольшой остров на юге Италии. Это – сгусток исторических событий, красивой архитектуры, вкусной еды, красивых пляжей и беззаботности, которая царит в воздухе и окутывает с головы до ног. Именно это и делает Сицилию таким посещаемым местом, куда стремятся попасть многие.

При подлете к аэропорту Катании вы увидите этого дымящегося красавца

Вулкан Этна

Одной из главных достопримечательностей здесь является самый высокий и активный вулкан в Европе – Этна, высота которого составляет 3350 м. Он держит в постоянном напряжении все близлежащие территории и страны. Его извержение может парализовать воздушное пространство над Италией, как уже случалось не один раз. Кроме этого, вулкан может разрушить вокруг себя то, что люди годами строили – фермы, виноградники… Да что там говорить – он способен стереть с лица земли целые деревни. Его уникальность состоит в том, что во время извержения он «выбрасывает» все, что существует в недрах – огненную лаву, столбы газа, пепел, а также провоцирует мощные толчки. Этна находится на стыке двух тектонических плит — Африканской и Евразийской. Их постоянное движение не дает вулкану «заснуть» и стимулирует к активности другие итальянские вулканы – Стромболи, Везувий, Волкано.

Возраст этого мощного стратовулкана – более 500 тыс. лет. Ученые подсчитали, что за время своего существования Этна сильно извергалась более 200 раз. Начиная с 1226 года до н.э. начался документированный отчет всех активностей этого вулкана. За счет того, что на его поверхности существует более 200 кратеров, извержение происходит каждый раз в новом месте. Из-за этого невозможно предвидеть, откуда в следующий раз польется лава.

На память можно купить карту, где показаны самые крупные извержения и их масштабы

Из-за постоянной вулканической активности, почва вокруг состоит из лавы, пепла и других минеральных составляющих, которые очень хорошо влияют на урожайность. Поэтому на его склонах растет так много виноградников. А из-за того, что состав почвы меняется каждые 100 метров, вкус винограда, выросшего здесь, не повторяется и получается очень разнообразным. За это он и ценится по всему миру.

Как добраться до Этны

Наиболее простым способом будет долететь до Международного аэропорта Катания, от которого Этна находится совсем недалеко (около 50 км). Если вы решите прилететь в Палермо, то путь до вулкана будет не близким – около 300 км. Лучше всего взять машину в аренду и покататься в окрестностях Этны, посмотреть на те самые знаменитые виноградники, удивиться тому, как живут люди на высоте больше 2500 м, и как быстро может меняться здесь погода.

Если арендовать машину возможности нет, то в каждом отеле вам с радостью предложат однодневный экскурсионный тур к подножью вулкана. Цена будет зависеть от того, насколько вы удалены от Этны, и какой туристический сезон сейчас.

Этна невероятно красиво выглядит в закатное время со стороны города Таормина

Восхождение на Этну

Если вы все-таки решили, что вам нужно подняться на самый верх вулкана, то к этому необходимо хорошо подготовиться и придерживаться основных правил:

Во-первых, учитывайте, что у Этны есть сезон восхождений. Это значит, что, обычно, зимой на вершину вход закрыт. Даже если вам кажется, что на Сицилии вечное лето, то учитывайте, что вулкан находится на высоте, и температура там совсем другая, чем на побережье. Зимой здесь часто случаются снежные бури, сильные ветра и проливные дожди, и даже подъемник закрывают из-за погодных условий.

Во-вторых, категорически нельзя подниматься на вулкан самостоятельно, без сопровождения опытного аккредитованного гида. Многие думают, что смогут дойти до вершины самостоятельно, однако не стоит переоценивать свои возможности. Вы можете пойти, но это очень рискованно, особенно учитывая постоянную активность вулкана. В любой момент может начаться гроза с молнией, и в воздух выбросится очередной столб ядовитого газа диоксид сульфура или просто может накрыть туманом, и вы потеряете ориентацию. К тому же, если сотрудники Национального парка «Этна» увидят, что идете самостоятельно – они развернут вас в обратном направлении.

Почти всегда над вулканом стоит столб из газа. Выглядит это очень красиво

Стоимость восхождения на Этну в группе

Стоимость восхождения на вершину в составе группы с профессиональным гидом составляет 80 евро за 1 человека. В группе будет до 20-ти человек, и в эту цену включен подъем и спуск на канатной дороге до высоты 2300 метров. Отсюда до высоты 2900 м за 8 евро с человека в одну сторону можно купить билет на большой автобус-вездеход. А с высоты 2900 м на вершину нужно идти пешком. При чем, именно от этой точки и нужно идти наверх с гидом. До этой высоты можете подниматься самостоятельно.

Автобус-вездеход может довезти вас до отметки в 2900 метров

Если вам не принципиально подниматься на самый верх, то можете сэкономить и все это расстояние до высоты 2900 м пройти пешком. На подъем и спуск у вас уйдет около 6 часов в зависимости от вашего темпа.

Отметка, дальше которой идти без гида запрещено

Стоимость восхождения на Этну с частным гидом

Нам на выбор предложили услуги частного гида и 100% гарантию того, что мы попадём на вершину. Для нас это было ключевым моментом, так как ради восхождения мы и приехали на Сицилию. Поэтому, после некоторых размышлений все-таки решили идти без группы. Стоимость частного гида стоила 300 евро на двоих, включая билеты на канатную дорогу в обе стороны. При чем, выбор компаний у подножья Этны, которые бы могли нам предоставить такую услугу был не большой. Торга с итальянцами не получилось, поэтому нам ничего не оставалось, как согласиться.

Наш гид-итальянец

Наше экстремальное восхождение на Этну

Несмотря на то, что мы приехали на Сицилию в конце июня, погода возле вулкана была ужасная – целыми днями шел сильный дождь, во время которого никто не поднимается из-за опасности получить удар молнией. Судя по прогнозам погоды, единственный день, который более-менее подходил для восхождения – был только через 5 дней. Поэтому очень хорошо, что мы приехали узнать про восхождение в первый же день, после прилёта на Сицилию.

Издалека Этна выглядела не очень дружелюбно

Мы оговорили дату и время, когда нам нужно быть у подножья вулкана для восхождения. Наш гид представлял собой мужчину около 50 лет, но выглядел он очень спортивно. Это был вулканолог со стажем более 25 лет. Места его работы были совершенно разные, но все они были связаны с вулканами. Про них он знал всё – пока мы шли пешком, он то и дело указывал на разные кратеры и называл точную дату, когда они извергались. Запомнить все эти данные было невозможно для человека, который не сталкивается с этим каждый день. В день нашего восхождения чуть позже выходила другая группа, в количестве 20 человек (от которой мы отказались). Наш гид настоял на раннем выходе, потому что на вулкане погода меняется очень быстро, и, по его мнению, еще до обеда нам нужно было подняться наверх. Вероятность начала извержения в тот момент была достаточно высокой – флажок был между красным и желтым, а это означает, что лава может начать выливаться в любой момент. Если бы стоял красный флаг, то никого на вершину не пустили бы, а канатную дорогу закрыли.

Дороги как таковой нет — приходится идти по лаве, которая появилась здесь относительно недавно, после очередного извержения
Чем ближе к кратеру, тем гуще столб дыма

Дорога наверх была не очень сложная, но из-за многочисленных извержений, которые засыпали тропы, приходилось идти по лаве, а это замедляло скорость. Спустя 1.5 часа после выхода гид сообщил нам, что погода меняется, и надо подниматься быстрее. В дальнейшем он постоянно торопил нас, не давая лишней минуты на отдых. Выводы про погоду он сделал из своего опыта, и, действительно, спустя несколько часов я заметила грозовое облако, которое двигалось в нашем направлении. Застать на вершине грозу – это означало большую вероятность получить удар молнией. Когда мы дошли до самого большого кратера, то перед нами открылась невероятная картина. Прямо под нами из недр земли на поверхность выходил белый газ – диоксид сульфур. Это не говорит о том, что идет извержение, но свидетельствует про высокую активность вулкана. Мы немного постояли и пошли обходить огромный кратер по кругу, при чем идти нужно было друг за другом след в след, потому что почва была совсем зыбкая и нужно было выбирать, куда ступаешь.

Когда мы дошли до кратера, то не поверили, что это видим своими глазами
Прямо перед нами находился действующий кратер
Идти приходилось очень аккуратно
Если свалиться внутрь кратера, то обратно можно и не выбраться
Мы на вершине Этны!

По мере того как мы шли, столб газа становился все ближе, и, за счет уже изменившейся погоды, он поднимался не вертикально вверх, а расплывался в разные стороны. Когда мы прошли ¾ расстояния кратера, нас накрыло густое облако из этого газа, и, в этот момент время как будто остановилось. Диоксид сульфур – это ядовитый газ, который в большой концентрации очень опасен для здоровья, может парализовать дыхательные пути и даже стать причиной смерти. Из-за очень плохой видимости у нас случилась полная дезориентация. Было очень больно дышать, у меня началась паника, и через какие-то доли секунды я начала звать гида на помощь. Передвигаться самостоятельно я не могла – мои ноги подкашивались. Гид мгновенно сориентировался – подхватил меня под руку и силой потащил сквозь это облако. Двигались мы достаточно быстро, поэтому сложно сказать, какое расстояние мы преодолели за это время. Мой муж остался сзади и старался успевать за нами, но тоже потерял ориентацию, и позвал на помощь. Гид оставил меня, приказал не двигаться, и нырнул в гущу облака на помощь мужу. И потом все вместе мы снова продолжали бежать…. Спустя время нам удалось выбраться из этого кошмара. От напряжения и страха у меня по лицу текли слёзы, ведь совсем не таким я представляла себе восхождение на Этну. После того, как мы немного спустились с вершины, наш гид закурил, что говорило о том, что он тоже немного понервничал. Я села прямо на землю, и чувствовала тепло вулкана. Мы молчали и каждый про себя переваривал случившееся. У меня в голове стучала только одна мысль: «Что случилось бы с нами, если бы мы пошли на вершину сами?», но отвечать на него мне почему-то совсем не хотелось.

Чем больше диоксида выходит на поверхность, тем цветастее выглядит почва
Выглядит как марсианский пейзаж
Пар из кратера выходит очень неравномерно
Этна застилала нам глаза и передвигаться было очень сложно
Навигатор чётко записывал наш маршрут. Здесь видно, что на вершине Этны находится 3 кратера
Спускались мы в полном молчании. А за спиной оставалась дымиться Этна

Когда мы начали спуск, вдалеке показалась та группа, в составе которой мы должны были идти, и наш гид сообщил нам, что до вершины они не дойдут. Погода уже сильно испортилась, и с минуты на минуту должен был начаться дождь. По пути вниз мы разворачивали всех самостоятельных путешественников, которые хотели сэкономить и шли наверх без профессионального сопровождения.

Уже внизу, почти перед самым прощанием, гид порекомендовал нам зайти в кафе и выпить стакан теплого молока, чтобы осадить газ в легких. Руки у меня все еще продолжали трястись, но теперь я уже чётко понимала, почему на Этну запрещено подниматься самостоятельно без гида.

Теплое молоко не только приятное, но и очень полезное

Выводы каждый делает сам. Я лишь описала, что случилось с нами. Нигде в отчетах ничего подобного я не читала. Кто-то поднимался, и писал, что всё хорошо, а кто-то не поднимался из-за плохой погоды. Кстати, я спросила у нашего гида про то, бывает ли смертность среди восходящих на вершину Этны, и он очень размыто сказал про то, что: «это бывает». Никаких подробностей получить не удалось.

Каждый сам выбирает свой путь на вершину – прямо как в жизни. У нас было три варианта, и, как я считаю, мы выбрали самый правильный. Главный урок, который я вынесла из этой ситуации — в случае с активным вулканом не стоит экономить или пренебрегать правилами безопасности, иначе это может дорого стоить. Очень надеюсь, что вас эта статья оказалась полезной. Увидимся на вершине!

Вершина Этны всегда будет притягивать к себе людей

2 Responses

1. Максим

Спасибо. Очень увлекательный рассказ)) Скажите, пожалуйста, куртки, брюки и обувь вы брали свою из дома или можно ее взять в аренду? Стоит ли подниматься на вершину с ребенком (мальчиком) 10 лет?

• Mollysbugs

Мы всё брали из дома. В аренду по месту можно взять горные ботинки. На самую вершину лучше ребёнка не брать, потому что ситуация может случится разная. К тому же наверх сложновато идти. Хотя, если он у вас подготовленный, то можно и сходить))